?

Log in

No account? Create an account
Not yet
January 4th, 2005
12:08 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
вот тут  обсуждают Гиппенрейтер в очередной раз. я в очередной раз признаюсь в любви. к книжке, по крайней мере. ну и Г. я очень уважаю - возможно, потому, что не пришлось лично общаться? но тренинги она ведет очень классно. Да и вообще крута :).

да, сразу предупреждаю - у меня текст никогда не влезает в один пост. приходится в комменты совать продолжение :(

Первые разы, когда пробовала "применять" на практике, открывали глаза. Помню, как я приехала с воспитываемым мною дитем к дому, из дома как раз выходили бабушка с младшей - мы должны выходить на площадку вместе. Уже предвкушаю конфликт - мы только вышли из машины, одно дите - старшее, о 2.5 годах - рвется на площадку перед домом. А бабушка с младшим - уже направляют стопы в другую сторону. Сейчас начнется.... (обычно оно не только начиналось, но и продолжалось по полчаса - одному в одну сторону, другому - в другую) думаю я. Догоняю старшего. И вдруг осеняет (прямо по книжке): ты хочешь кататься на качелях (вопросительно-утвердительно).
- ДА! (угадала, в кои-то веки!).
- Давай пойдем на ту площадку, другую - видишь, они уже пошли туда. Там ведь классные качели, правда!
СОГЛАСИЛСЯ! боже, в первый раз, тихо, мирно, мы сумели договориться...

(15 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:whatevergospodi
Date:January 4th, 2005 12:11 pm (UTC)
(Link)
Недавний случай, который я давно хотела описать. Парню 3 с гаком, моя на год младше. мы встречаемся, дети якобы играют вместе. Время от времени бывают конфликты (а иногда и часто). Моя девица младше и крикливее, поэтому частенько парня просят уступить. При этом тщательно объясняют, что Р. младше, что надо потерпеть 5 минут, она через 5 минут забудет про игрушку, и ровно через 5 минут тебе ее отдадут, дадут домой... + все стандартные уговоры, - мол, и старше ты, и вот смотри, гораздо интереснее вот это... бла-бла-бла.
И вот последние несколько раз было так - конфликт. Мама и я начинают объяснять - ты хочешь это? а видишь, Р. тоже это хочет.... Ты знаешь она маленькая, давай мы ей на 2 минутки уступим, а потом отдаст. И так еще минут 7.
И вот на середине всех этих разговоров парень стал срываться
- нет, мама. Я ХОЧУ! Я ХОЧУ! это МОЕ(и как-то видится мне за этим - что ты не поняла, ты мне все про эту девчонку рассказываешь, но ты не понимаешь - я же у тебя сын, И Я хочу, МНЕ НАДО... подумай, мама, обо мне).
и вот, догадавшись до этого, я завожу свою песню
тебе очень хочется поиграть в этот паровозик? Он такой классный, его Томасом зовут, ты любишь играть в него. (ну еще песни на пять минут, с акцентом на НЕМ, на его чувствах, мыслях. И не называть имя своей дочери. Она - временная помеха. А ОН - должен быть сейчас в центре).
стихает все. Нет конфликта. Парня услышали и показали ему это. и он понял, что о нем тоже думают и заботятся.



[User Picture]
From:whatevergospodi
Date:January 4th, 2005 12:13 pm (UTC)
(Link)
Таких эпизодов, когда активное слушание помогает и очень даже - можно привести море. И таких, где мамы, знающие, что наказывать нельзя, или что надо объяснять, но объясняют, не слушая - тоже много. Иногда не так просто понять, где слушать и как услышать. Иногда нужна помощь посторонних, кто может свежим взглядом понять, в чем дело.

Насчет наездов, что, мол, сама Ю.Б. ...
1) книжки ее написаны не ее откровениями, а идеями, почерпнутыми у несколько более знаменитых психологов, типа Вирджинии Сатир или Роджерса. Ну и практикой - и личной, и чужой. Насколько мне известно, это первый (по крайней мере, один из первых авторов) кто написал, адаптировал, как хотите, зарубежную практику на русском языке. Вон, Света написала, что на английском есть "первоисточники"
2) мне такие мысли тоже часто приходят в голову. Правда, когда смотрю, например, на пожилых тренеров на гимнастике нашей - с толстой попой, еще толще, чем моя, не слишком красивой фигурой и так далее... И это они командуют, извините "втяни живот!" худющим девочкам гимнасткам...
3) Безусловно, любые книжки и советы написаны для "идеальной ситуации", когда вы, извините, не между трех работ и детей бегаете, а как бы все имеющиеся силы тратите на "похудеть за полгода", "выучить Перл за 24 часа" и так далее. ослу понятно, что если не учить, то не выучите перл и не похудеете. Жизнь есть жизнь, и все мы люди со своими недостатками. И та же Феруза сама пишет, что психологическая зрелость - она не достигнута... И бывает так, что темперамент, жизненные обстоятельства, мало ли что еще портят нам идеальную картину. И вертолетик чинить мама не свежая-после-ванны-массажа-макияжа-каникул-на-море приходит чинить, а проспавшая-2-часа-кухня-не-помыта-еще-20-звонков-надо-сделать и т.п.
4.волею судьбы мы живем сейчас в стране, где эти самые принципы и активное слушание были введены в обиход много лет назад. И. честное слово, ор и слова нельзя-руки-оторву-stop-it-немедленно мы слышим на детской площадке исключительно , когда приходит русская коммьюнити на прогулку. А так - мир, покой, и активное слушание. Просто газон надо 100 лет косить.
[User Picture]
From:whatevergospodi
Date:January 4th, 2005 12:21 pm (UTC)

ой, да, и тут обсуждают

(Link)



а если серьезно, то почему-то рекомендации в изложении Ю.Г. очень многие воспринимают либо как средство добиться идеального послушания от ребенка, каких-то 100% беспробленых родительско-детских отношений, либо как средство вырастить ребенка счастливым, т.е. как ту самую методику, если следовать которой, то будет всеобщее счастье и абсолютно радужное психологическое будущее у ребенка.(после прочтения первоисточнка - гордона почему-то такого нет. может быть потом, , что добираются до него не вся толпа читающих)

а ведь на самом деле эти рекомендации учат не воспитывать ребенка, не выращивать его каким-то определенным образом и т.п.
они учат родителей нормальному родительству.
вменяемой (сознательной, цивилизованной - нужное подчеркнут) родительской позиции, короче чтобы родительство не превращалось в вечный бой и страдания.
научиться говорить о своих чувствах, научиться видеть в ребенке человека, а не объект для воспитания, не орать на ребенка, а нормально реагировать на окно, помытое кефиром и т.п.

короче говоря, как сохранить человеческое лицо в процессе выращивания детей.
а сохранение этого самого лица дает больше шансов, что твое родительство принесет ребенку положительное. и наоброт - несохранение - может покалечить.
[User Picture]
From:feruza
Date:January 4th, 2005 12:24 pm (UTC)
(Link)
Спасибо! очень интересно!
И никакого оттторжения не возникает ни от одной мысли.
Я же не очерняю всю книгу целиком. Но я о том, что почти волшебный метод описан, работает, вот на том и стоило остановиться, наверное. А то хорошее впечатление смазывается прекраснодушием целого ряда абзацев ближе к концу книги.

Надо сказать, что эта книга одна из достаточно внятных при всем.
[User Picture]
From:whatevergospodi
Date:January 4th, 2005 12:41 pm (UTC)
(Link)
конец книги у меня - рассказы и письма мальчику Феде - как раз описание "одного случая" (как я понимаю, это что-то из ее личной жизни). И как раз там мало красивых мыслей, есть много примеров, которые так часто встречаются в обычной жизни. Когда - с одной стороны, дети и родители похожи во многом, а в чем-то, увы, в некоторых чертах они совершенно разные и понять друг друга не могут - тот же конфликт между тактильными потребностями ребенка, нуждой в прикосновениях и ласке, например. И - отсутствием таковой культуры ли, привычки ли.. - у родителей. Грубо говоря, ребенка надо на руках носить или прыгать с ним на батуте, а родителей все в Третьяковку тянет. И подобные конфликты очень трудно разрешить в одиночку, очень трудно просто даже технологически - родителям _научиться_ чему-то непривычному для них. Это - скорее из тренингов, в книжке тоже написано, но чуть-чуть...
[User Picture]
From:whatevergospodi
Date:January 4th, 2005 12:44 pm (UTC)
(Link)
Да, и к таким случаям - конфликтов "требований и возможностей" родителей и детей хочется добавить, что иногда ты действительно не можешь перепрыгнуть самого себя, даже если изо всех сил стараешься понять человека, или донести ему свое понимание, свое видение ситуации, иногда очень трудно найти то, что "кликнет", на что он отзовется. И дело тут не в следовании или не следовании книжке, а в том, что нужен определенный не только навык или знания, а жизненный опыт или даже помощь других, взгляд со стороны.
вспоминается тут вопрос одной девушки, через которую я пыталась запостить объявление в местном мамском клубе о помощи Беслану
- а, что, у них там не принято покупать life insurance? (страховку на жизнь).
[User Picture]
From:sveta_teplova
Date:January 4th, 2005 01:34 pm (UTC)
(Link)
В книжках все красиво. Меня тут у Гордона примеры поражали иногда, с одной фразы "активного слушания" начинается поток излияний про несчастное детство и истинную причину каприза (типа мальчик каждый день не хотел ложиться спать, находил 100 причин - поиграть, еще что-то и т.д., а оказалось, что у него аллергичный насморк, он не может носом дышать, а рот открыть боится, т.к. ему 5 лет назад дружок напел, что ртом ночью дышать нельзя, может закрыться и задохнешься). Короче, в жизни скорее всего все труднее и не с первого раза получается. Да и такой соблазн, когда уже выбегаешь, опаздывая куда-то, а он куртку надевать не хочет, прикрикнуть - живо одевайся, или дома оставлю,- чем разбираться, почему у него с курткой конфликт (минут на 10 точняк).
[User Picture]
From:whatevergospodi
Date:January 4th, 2005 01:46 pm (UTC)
(Link)
просто эти случаи, когда "вдруг кликает" или "вдруг понимаешь" в чем проблема - очень здорово запоминаются и ...как бы дают заряд на большее.
мне случай с мальчиком, который кричал "я хочу" очень напомнил, что каждый раз , а бывает раз до 5 в неделю с Р. выходим из магазина и прямо перед кассой оставляем то, что она взяла себе поиграть (пока еще оставляем). Но этому предшествует 10-15 минут разговоров о том, какая собачка хорошая, пушистая, как ее здорово прижимать к себе, какие у нее умные глаза - бог ты мой, сколько всего. Но каждый раз, когда дите, пуская большие печальные слезы идет и кладет собачку на полку, "потому что собачка тут живет, у нее тут друзья" (вот обман, а?!) я просто обмираю от любви и благодарности... и это на подвиги ... того... вдохновляет.
А вот когда _каждый день_ полчаса мы одеваем трусы, майку и штаны (иногда ботинки) ... это - не вдохновляет. И чего об этом писать? Ну и потом, как ребенку объяснить, что надо одеваться?
пост скриптум - последние 2 дня ходит в сад в босоножках. А утречком чуть не до нуля :)
[User Picture]
From:sveta_teplova
Date:January 4th, 2005 02:08 pm (UTC)
(Link)
Моего всегда можно уговорить. Вот только сейчас начинаю понимать, что уговоры зачастую - это мое родительское давление, причем сильное. Вижу это по его общению с Машей - команды, приказы, обещания наказать. Может я все это в более приглядную оболочку запихиваю, но дитя не проведешь, сила давления вылезает. :-( Короче, грустно понимаю, что часто бываю не права. Стараюсь исправиться. Новогодняя резолюция просто. :-)
[User Picture]
From:whatevergospodi
Date:January 4th, 2005 02:18 pm (UTC)
(Link)
да, это очень классно видно на других детях или игрушках. Наша по полдня укладывает своих балбесов спать :). Потому как каждый вечер 2 часа...
С ней проще - давление не проходит вообще. Только у нас мамины истерики и эмоциональный шантаж идут на полном ходу :).
[User Picture]
From:sveta_teplova
Date:January 4th, 2005 01:39 pm (UTC)
(Link)
Сдав Гордона в библиотеку, пытаюсь подвести мужа к мысли, что надо еще раз взять, чтобы он почитал. Ну, он человек занятой, говорит, чтоб я ему тезисами за 5 минут... Не, так не получится, надо бы книжку прочитать, да лучше не одну, тогда мыслью проникаешься и уже с дороги трудно свернуть, хотя бы в голове, с практикой труднее. А если вот так за 5 минут -воспринимается как просто очередная теория, которых миллион и все в реале почти не работают...
[User Picture]
From:whatevergospodi
Date:January 4th, 2005 01:57 pm (UTC)
(Link)
знаешь, у меня скорее впечатление не от книжки, а от тренингов. Поедете как-нибудь в Москву - вот посоветую, ей богу... А книжка - это уже дополнение... И в том числе к умению Ю.Б. угадывать твои самые сокровенные пожелания, умения "читать человека с листа". А для этого просто нужен большой жизненный опыт, и умение и желание понять других, работать над этим.
кстати, Илья - менеджер, ему это все должно быть очень и очень на работе важно. Там все эти техники уже давно отработаны, кстати.
наверняка есть всякие сайты типа "активное слушание для менеджеров" :)
[User Picture]
From:sveta_teplova
Date:January 4th, 2005 02:02 pm (UTC)
(Link)
Мне почему то идея тренингов не очень... но мож как-раз из-за того, что не была. :-) У Гордона, кста, есть много других книжек, для взрослых случаев, кажется для руководителей что-то было. Может, правда, Илье сначала такую подсунуть, типа для дела. А потом уже на детское перейти. Спасибо за мысль! :-)
[User Picture]
From:grebenka
Date:January 6th, 2005 12:30 pm (UTC)
(Link)
Очень интересно. Спасибо за ссылку.
[User Picture]
From:ks_lana
Date:October 18th, 2007 11:10 am (UTC)
(Link)
Спасибо, с интересом почитала. И, знаете, все-то мне понравилось. И поспорить не с чем ))
И мы по этой методе "договариваемся" с ребенком.

Только вот бабушка до сих пор воевать предпочитает (попробую последовать вашему совету, может, получится) :о))

Powered by LiveJournal.com